Rambler's Top100

 

Дом Актера № 118, декабрь 2007

Майя Борисова

Почти сказочная история  

«В горах мое сердце…» У. Сарояна в Старом театре

 Коллектив с подобным, едва ли не вызывающе звучащим сегодня названием официально возник в Москве четыре с половиной года назад, в марте 2003-го. Идейным вдохновителем и художественным руководителем нового творческого образования оказался Карен Нерсисян.

Своеобразной «визитной карточкой» своего детища режиссер сделал «Романтиков» Э. Ростана — яркое, праздничное зрелище, в «партитуру» которого органично вписалась и легкая лирическая интонация. Налицо были и другие атрибуты нормального, традиционного классического театра, по которому так истосковался нынешний, перекормленный различного рода сценическими экспериментами зритель.

Избранной позиции Нерсисян не изменил и впоследствии. И тогда, когда обращался к драматургии абсурда, и в моменты работы над театральной адаптацией «странных» текстов Александра Строганова (к которым — в отличие от своих коллег по режиссерскому «цеху» — нашел-таки подходящий «ключик») он старался не забывать об обязательном человеческом «фундаменте» своих спектаклей.

Не стала исключением и в версия пьесы американца (с армянскими корнями) Уильяма Сарояна «В горах мое сердце…». Основной акцент режиссер сделал на рассказанной Сарояном простой и вместе с тем удивительной, почти сказочной по современным меркам истории.

В программке спектакля Карена Нерсисяна среди исполнителей значится только одно громкое имя — Евгений Киндинов (он создает загадочный образ актера Джаспера Мак-Грегора, в чьей душе не утихает тоска по родной Шотлинадии). Все остальные — артисты начинающие или представители среднего поколения, не слишком известные столичной публике, что не умаляет их профессиональных достоинств.

Кстати, некоторые из них не впервые призываются «под знамена» Карена Нерсисяна. Возможно, этим фактом и объясняется сыгранность, партнерская спаянность собранной режиссером актерской «команды». Буквально каждый ее участник, даже тот, кому выпадает всего несколько реплик (а молодая актриса Дарья Казеева, играющая… Бабушку, и вовсе произносит их по-армянски) стремится донести до нас главную мысль драматургического творения Сарояна, настаивавшего на приоритете духовных ценностей над материальными категориями.

Причем, сарояновские герои — поэт-неудачник Бен Александер (Александр Милосердов) и его совсем еще юный сын Джонни (Василий Ракша), это никак не декларируют. Они просто так живут: помогают близким, всячески поддерживают незнакомцев и абсолютно искренне верят в то, что все люди на земле изначально добрые и хорошие. Собственные же переживания тщательно прячутся ими от посторонних глаз.

А. Милосердов и В. Ракша отыгрывают эти тонкие материи ненавязчиво и чрезвычайно скупо. Чувства их персонажей прорываются на волю в нечаянных взглядах, долгих паузах. В полном соответствии с акварельной и одновременно какой-то очень мужественной стилистикой произведения Сарояна.

Все это учел и художник Вадим Талеров, сценография которого аскетична и вместе с тем выразительна. На небольшой сцене (спектакль по большей части играется в Центре «На Страстном») присутствуют лишь конторка лавочника мистера Козака (Константин Богданов) и само жилище Бена Александера и Джонни, которое кажется продуваемым всеми ветрами. Ведь стены в нем заменяют прозрачные занавески, что красноречиво свидетельствует о неприкаянности Отца и Сына, неопределенности, шаткости их положения, которое они переносят спокойно, как некую данность. Именно поэтому вопреки всем неприятностям первый не перестает верить в свое поэтическое призвание, а второй продолжает упорно искать ответы на философские, поистине риторические вопросы. И эта столь редко встречающаяся духовная стойкость, способность воспринять любую ситуацию такой, какая она есть, не может не вызвать зрительского уважения и восхищения.

 

<<Назад

 

 

Copyright: Оф. сайт "Старый театр" ©2007
Design:
little admin


Авторские права на размещенные материалы принадлежат их владельцам.
При использовании эксклюзивных материалов сайта ссылка на источник обязательна!