Rambler's Top100

 

1 октября 2006   "http://www.kino-teatr.ru/

"Романтик"-шоу

Театр бывает разный. Экспериментальный, как Театр.doc., классический, как Малый Театр, учебный, как Щукинское училище. В нем возможно все: нечеловеческие страдания, взрыв хохота, феерия, не-бутафорская еда, не-бутафорские чувства, и главное достоинство каждого спектакля – не переборщить с выбором средств, остаться на «золотой середине». Режиссеру Карену Нерсисяну, похоже, это удалось, несмотря на кажущуюся сумбурность и излишнюю театральность. Его постановка ростановских «Романтиков» вызывает уйму эмоций, хотя и выглядит как провинциальный цирк: всевозможная пиротехника, трюки, карнавальные маски, пластика акробатов… Настоящее шоу для всех возрастов, немного похожее на шаловливые спектакли Виктора Шамирова («Белоснежка и семь гномов», «Ladies Night’s. Только для женщин» Пьеса Эдмона Ростана «Романтики» в России известна гораздо меньше, чем его бессмертный «Сирано де Бержерак». Автор написал ее в далеком 1891 году, и уже через три года эта комедия была с блеском поставлена в парижском театре «Комеди Франсез». Своеобразная репетиция бешеного успеха «Сирано»… В России, кстати, ее впервые поставили в том же 1894 году в театре Ф. А. Корша. Сам Чехов лестно отзывался о пьесе и самой постановке, особенно советовал посмотреть первый акт.

Ситуация с «Романтиками», в принципе, удивляет. В нем есть идеи, которые понятны современному человеку, прекрасный текст, но, тем не менее, в столице эта пьеса в настоящее время идет всего в двух вариантах. В репертуаре МТЮЗа она числится уже много лет. А феерические «Романтики» Нерсисяна появились в 2003 году, когда режиссер основал «Старый театр». И на этом заканчивается московская «романтика». Существуют, правда, постановки этой пьесы и в других городах, не менее талантливые, но их – раз-два и обчелся. Странно…

Но не будем о грустном. О грусти, печали, заботах люди забывают, как только гаснут свечи и на сцене появляются они, влюбленные Сильветта (Eлена Захарова) и Персине (Александр Милосердов), читающие на скамеечке «Ромео и Джульетту». Уже сама мизансцена говорит о том, что режиссер не собирается буквально следовать ростановскому тексту. Ведь героев должна разделять стена, а она позади них обоих, зеленая, с цветами – живая изгородь (как призрачны все препятствия влюбленных!). Поэтический текст, кстати, звучит немного непривычно из уст всех занятых актеров, он не высокопарен, но и читается с каким-то надрывом (особенно Милосердовым-Персине), словно человек сейчас сорвется на хрип и падет замертво. Что, как мне кажется, подчеркивает надуманность, придуманность, нелепость всей этой истории с похищениями и размолвками. А какова пара отцов-«мошенников»! Особенно хорош папаша Сильветты – Паскино в исполнении не кого-нибудь, а самого Евгения Киндинова.

Смешные перепалки отцов приобретают благодаря ему особое очарование. Но не актерским мастерством все же берет зрителя этот спектакль. Нет. Здесь все построено на чувстве испуга, приятного и неожиданного. Зрители подскакивают от взрывов, фейерверков, хлопушек, на них сыплются конфетти (и я там был, принес немного), их окутывает туман, их фотографируют под занавес. По сцене с детским азартом катаются на коляске-кресле и трехколесном велосипеде, фехтуют, делают трюки. Особая пластика Елены Захаровой, хорошо знакомая по спектаклям Театра Луны, здесь приобретает совсем иной оттенок, гротескный и смешной (в сцене соблазнения Сильветты Страфорелем). И на этом не исчерпывается вся необычность спектакля. К сожалению, я не увидел Резалина-Страфореля и Клюева-Бергамена, а жаль. Ведь именно Резалин исполняет множество номеров (да, здесь уместно это слово), которые, видимо, можно увидеть только в его исполнении…

Несмотря на все эти цирковые излишества зритель (оглохший и ослепший) выходит из зала не понурый, а счастливый. Он получил положительный заряд такой силы, что, я думаю, его хватит до следующих выходных. Он вышел с мыслью, что романтика живет в человеке, даже если его обманули – и не раз. Это не блажь, а состояние души. Но нужно помнить, что романтиками не рождаются. Ими становятся.

<<Назад

 

 

Copyright: Оф. сайт "Старый театр" ©2007
Design:
little admin


Авторские права на размещенные материалы принадлежат их владельцам.
При использовании эксклюзивных материалов сайта ссылка на источник обязательна!