Rambler's Top100

 

Т.Никольская    СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР,10  4-54 2002

 Очеловеченный абсурд   

 Мы давно забыли, что драматический текст формирует спектакль, его поэтику, жанр, стиль. Все привыкли к тому, что режиссёр – единственный полновластный автор спектакля, что пьеса для него лишь повод, а не основа спектакля. Поэтому таким неожиданным стал спектакль Карена Нерсисяна «Тесный мир», когда режиссёр пошёл вслед за автором, а не наоборот. Может быть, потому что ему повезло больше других: пьеса « Тесный мир» петербургского драматурга Сергея Носова – действительно блистательный не только литературный материал, но и игровой текст, написанный для сцены и в соответствии с её законами. Хотя пьеса Носова  - это по сути своей  лишь несколько анекдотов, связанных между собой не единым сюжетом, а  единым авторским мироощущением.

               Карен Нерсисян точно почувствовал стилистику автора, создав спектакль, в котором совершенно абсурдные сюжеты проживаются с абсолютной верой в предполагаемые обстоятельства. Идёт обычная бытовая сцена: встречаются два старых товарища, которые не виделись сто лет, они задают друг другу дежурные вопросы - а кто жена, есть ли дети, как  работа и т. д. Ничего необычного ни в вопросах, ни в ответах двух друзей вроде и нет. Несколько смущает излишне  нервное суетливое поведение одного из героев, он явно что-то скрывает. После нескольких минут сомнений он всё же решается пригласить своего друга в комнату  чтобы познакомить с женой и тут обнаруживается, что его жена это лягушка в банке. «Царских кровей?», - спрашивает чуть растерявшийся приятель. «Нет», - со счастливой улыбкой отвечает нежный супруг. И как ни странно безумной кажется не эта ситуация, а сама жизнь, в которой единственно любимым и родным существом становится лягушка. Нет  недоверия   к происходящему, а только боль за человека, вынужденного таким нелепым способом бороться с собственным одиночеством.

А вот ещё один «скверный» анекдот, рассказанный драматургом. В доме, где хозяин, что важно – профессор и очень интеллигентный человек, празднует день рождения в обществе своей жены, - появляется незнакомец. «Я киллер, -  объявляет он без обиняков, - пришёл к вам, чтобы долг возвратить». Несколько лет назад они оказались в одной гостинице, в которой была облава на наёмного убийцу. Совершенно случайно профессор спас его, не выдав стражам закона. Теперь киллер готов вернуть свой долг, убив любого, кого назовёт интеллигентный профессор. Отнекиваясь и веселясь, муж с женой рассказывают что врагов у них нет, но есть один очень милый и добрый сосед, который иногда  бывает занудлив и излишне назойлив. «А где он живёт?», - невинно спрашивает киллер. «Да в доме напротив», -  точно так же невинно отвечают благодушные хозяева. Киллер ушёл, хозяева остались выпивать, не задумываясь о том, почему впервые милый, но назойливый сосед не зашёл поздравить с днём рождения. Смешная и неправдоподобная история приобретает глубокий и печальный смысл.

Все анекдоты, рассказанные в спектакле, имеют свой подтекст. Актёрам удаётся сыграть этот второй план без педалирования, очень легко и непринуждённо. Каждому режиссёром задан верный тон, вместе они создают гармоничную партитуру. Большой мир людей, таких разных, на самом деле оказывается тесным, собранным под одним большим абажуром. Очень точное сценографическое решение предложил художник спектакля Вадим Таллеров. В гостиной  Дома Актёра, где нет сцены как таковой, он сумел организовать сценическое пространство, создать художественный образ спектакля. Большой абажур с нарисованными маленькими окнами покрывает сцену. Зрители словно подглядывают в эти окошки за действием. За большим прозрачным колпаком происходят странные встречи странных людей, разыгрываются смешные и печальные истории. В шкафу прячется человек. Появляется муж, всё, как в анекдоте, но…не муж разоблачает неверную жену, а жена невозмутимо и спокойно доказывает, что её благоверный вовсе был не у друга. 

     «Мир так тесен, что я в нём лишний»,- патетически восклицает другой герой другой истории, в которой тоже всё складывается самым нелепейшим образом, а на самом деле так , как и бывает у людей. Очеловеченный абсурд  Носова Нерсисян перевёл на адекватный театральный язык, создав спектакль стильный, точный и… трогательный, в котором замечательные актёрские работы Арины Маракулиной, Дарьи Казеевой, Арсения Ковальского, Константина Богданова, Александра  Милосердова, Олега Валкмана, Григория Фирсова и Владимира Пискунова.                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                           

<<Назад

 

 

Copyright: Оф. сайт "Старый театр" ©2007
Design:
little admin


Авторские права на размещенные материалы принадлежат их владельцам.
При использовании эксклюзивных материалов сайта ссылка на источник обязательна!