Rambler's Top100

 

Когда Бог создал Еву…

Московская правда

В самом «невезучем» московском театре, с превосходной актерской труппой и немыслимым географическим расположением «на опушке леса», в 30 минутах езды общественным транспортом от ближайшей станции метро, состоялась премьера, на которую стоит тем не менее ехать эти томительные полчаса от ст. метро «ВДНХ». Спектакль называется «Сиреневое платье Валентины». Пьеса Франсуазы Саган, комедия, однако же грустная и очень тонкая, вполне современная благодаря отличному переводу С. Володиной. Ее поставил Карен Нерсисян в сценографии и световой концепции Вадима Таллерова. А костюмы Янины Кремер и игра светом Виктора Васильева завершили абрис и атмосферу этого спектакля как некой пограничной субстанции между мечтой и реальностью, сном и явью, прозой жизни и вечно неуловимой мечтой о чистой и светлой любви.

Валентину, становящуюся неотразимо прекрасной в роскошном сиреневом платье и похожую на девочку-подростка в белом, бесформенном домашнем одеянии, играет Любовь Новак. Валентина — излюбленный тип героинь Ф. Саган: женщина, ищущая самое себя. Она праздна, потому что материально вполне обеспечена, она любима и вроде бы даже сама привязана к любящему ее мужчине, но постоянная жажда новизны ощущений, любви, подобной солнечным ударам, бросает ее из одних объятий в другие. Миги любви оканчиваются разочарованием. Привыкший к эскападам Валентины Жан Лу (Анатолий Сутягин) предпочитает не задавать лишних вопросов.

К сестре Мари (Наталья Беспалова) Валентина нагрянула после очередного любовного приключения, стыдясь возвращаться домой, к мужу. Сестры не встречались восемь лет. Но Валентина, привыкшая чувствовать себя свободно и комфортно в любой обстановке, как-то не замечает, что Мари сейчас не до нее: сестра без гроша и ведет судебный процесс за наследство, а выросший племянник Серж (Александр Топурия) еще только ищет собственный жизненный путь. Энергичная, деловая Мари Н. Беспаловой — это практицизм без иллюзий. Она и ходит быстро, и говорит уверенно и громко. Тогда как Валентина, приняв позу «лотоса» на белой, необъятных размеров кушетке, погружена в себя, свои мечты и грезы. Женщина-загадка для молодого, еще не испытавшего сильных чувств Сержа. И как тут не вспыхнуть любви между племянником и влекущей своей таинственностью тетушкой! К счастью, занятая судебной тяжбой Мари этого не замечает. Прежней подружке Сержа Лоранс (Екатерина Семина) дана отставка. Новая любовь Валентины зыбка и призрачна, как это уже не раз бывало. Зато Сержа она затронула глубоко и всерьез. Тем временем Мари выиграла процесс с помощью адвоката мэтра Флера (Игорь Чуриков), успевшего, увы, безответно влюбиться в свою клиентку. Из скромной гостиницы семья переехала в просторные апартаменты, в доме появился величественный мажордом, требующий, чтобы его называли Оракул (отличная работа в почти бессловесной роли Александра Курского).

Думает ли героиня Л. Новак о завтрашнем дне? Вряд ли. Она испытывает ту самую новизну чувств — любовь мальчика! — которую искала всегда. И звонок мужа, разыскавшего ее, беглянку, без адреса, не столько удивляет, сколько огорчает. Сладкий сон прерван, проза жизни ворвалась в прекрасную ирреальность, надо возвращаться домой. По возможности Валентина оттягивает момент расставания со своими сладкими грезами, но Жан Лу настойчив, и ей приходится подчиниться. Жаль мальчика, но что поделать… Так уж устроена жизнь.

Вся роль Валентины у Л. Новак соткана из полутонов, недосказанных слов, вспыхивающих и тут же гаснущих импульсов. Мыльные пузырьки, сверкающие, но живущие одно мгновение. Истинно женский характер в его первозданности, каким, говорят, Бог наделил Еву. И тем сделал женщину вечно желанной и непостижимой для мужчины.

На спектакле, когда в зале, полном, с приставными стульями, была преимущественно молодежь, невольно подумалось: дойдет ли до них вся тонкость и сложность нюансов пьесы, не заскучают ли они без модных ныне приколов, прикидов и прибамбасов? Не заскучали. Сидели тихо, слушали внимательно и реагировали очень точно. Значит, не все пропало, и даже «на опушке леса» зрителя берет за живое глубина чувств, непредсказуемость человеческих взаимоотношений, а не только броскость формы. Будь жив Борис Александрович Львов-Анохин, он, наверное, был бы доволен этой работой своего театра.

Наталия Балашова, 12.11.2001

 

Страстной бульвар, 10      А.Иняхин.

Одна из, наверное, самых знаменитых пьес Франсуазы Саган — «Сиреневое платье Валентины», написана в 60-х годах, но лишь недавно нашла дорогу на сцены России. У лирической этой драмы есть и другое название — «Она тебя нежно целует», которое, на мой взгляд, точнее отражает прохладно-иронический драматизм событий. Это самые последние слова, обращенные к юному герою, безоглядно влюбившемуся в сестру своей матери, Валентину, женщину, на первый взгляд, нравственно и психологически неустойчивую, живущую в придуманном мире, а с реальностью связанную мало.

Явившись после очередной размолвки с мужем в дом сестры, Валентина поначалу кажется «беззаботной жертвой» новой концепции брачных отношений, когда между мужем и женой достигнут якобы консенсус в представлениях о супружеской свободе. Как и чем она живет на самом деле, покрыто туманной тайной. Но поскольку действие происходит «во Франции и даже среди французов», недоговоренность, а то и двусмысленность нравственных ситуаций плавно превращается в чарующий стиль — изящный, прозрачный, искрящийся остроумием.

Стильность — одно из определяющих свойств спектакля, поставленного режиссером Кареном Нерсисяном и художником Вадимом Таллеровым (костюмы Яны Кремер). Персонажи существуют не в обыденно бытовой обстановке, а в атмосфере почти концертной, где даже свет струится сквозь стены из струн музыкально и пластично. И не суть важно — гостиничный это номер или небольшой замок, полученный старшей сестрой по суду Несмотря на изначальный драматизм обстоятельств, герои ни разу не теряют природного изящества в отношении к жизни, равно как и взаимного уважения, даже если отношения явно натянуты или неоднозначны. При этом все в равной степени знают цену настоящей искренности, что не мешает им предаваться истине страстей. В спектакле Нового драматического театра, кажется, сохраняется влияние той эстетики, которую утверждал на его сцене замечательный режиссер Б. А. Львов-Анохин. «Сиреневое платье Валентины» получилось зрелищем изысканным, но не броским, динамичным, но не суетным — стиль и вкус здесь приоритетны. Особое внимание отдано тексту, многослойному, лиричному и ароматному.

Валентина — Любовь Новак существо безоглядно искренне. Но парадокс этого характера в том, что ее настроения зависят от погоды, от направления ветра, от внезапного предчувствия, которое может помешать или, напротив, помочь пережить очередной, неведомый и странный порыв. Это вовсе не запоздалый инфантилизм, обычно пугающий в чувственных женщинах, а по-своему творческое отношение к жизни, органическая честность реакции на каждый поворот жизненных обстоятельств.

Все это, разумеется, проявляется прежде всего в способности любить, подчиняясь не только порывам и настроениям, но и той неизъяснимой логике, которая юного героя пьесы Сержа (К. Болтаев) и пугает, и притягивает. Его искренность светла и беззащитна, а неопытность в любовных интригах соотносима лишь с природным его простодушием.
Сестра Валентины Мари в тонком ироничном исполнении Н. Беспаловой, кажется, привыкла к эскападам сестры, во всяком случае, чувствует, когда та «выходит из образа», но, как всякая мать, желает сыну лучшей участи, хотя и мирится с фактом их романа как с полезным для него опытом. Да и у самой Мари, с ее чувственным рассудком, есть свои претензии в интимной сфере. Умная и осторожная, она старается не ханжить, чем рискует усложнить свою жизнь.

Мужчины пьесы — некий орнамент, но и не безликий фон для основной лирической мелодии. По-своему интересны и дворецкий с экзотическим именем Оракул, сыгранный А. Курским в лучших традициях подобного рода ролей домашних мудрецов, исполненных самоуважения. И Адвокат — И. Чуриков, выигравший для Мари судебную тяжбу, но вынужденный отказаться от иных, более личных надежд. И, разумеется, «блуждающий супруг» Валентины Жан-Лу (А. Сутягин), который вовсе не «эротический спортсмен», а тихо, но настойчиво влюбленный мужчина, отнюдь не бесхарактерный или безропотный.

Но и в подобном окружении главная героиня явно выигрывает в глубине, изяществе и притягательной загадочности своей внутренней жизни. Валентина — Любовь Новак прежде всего «женщина-загадка». Ее реакции изысканы и непредсказуемы, причем никогда не видна грань, где эта изысканность превращается в непредсказуемость. Способность «парить над жизнью», не замечая обыденности, и составляет волшебство этой натуры, прямодушной, живой и роковой. Именно в такойженщине, сполна исчерпывающей каждый раз весь спектр интимных настроений в каждом новом увлечении, внезапно обнаруживается невероятная сила воли (и ее грация!), чтобы отказаться не просто от очередного забавного для зрелой женщины романа, но даже от глубокого чувства.

«Она тебя нежно целует», — говорит Мари сыну, передавая ему «последнее прости» Валентины. И в этой изящной фразе трогает не только прощальная женская нежность, но и острая горечь разрыва, мужества для которого нужно не меньше                                                                                  
                                                

Комедия любви

Красный воин

В пьесе Франсуазы Саган — все просто. Чудаковатая любительница приключений 37-летняя Валентина приезжает к своей двоюродной сестре и… влюбляется в племянника, который моложе ее на 12 лет. Правда, увлечение потухает, как только за беглянкой приезжает муж. Вот, по сути, и вся незатейливая французская комедия. Режиссер-постановщик Нового театра Карен Нерсесян и актеры сумели вдохнуть в нее душу, обогатив драматическими переживаниями героев. То есть привнесли в постановку то, чем всегда гордился русский драматический театр.

Сценография и световая концепция Вадима Таллерова создали лирическую «погоду» спектакля: радуги и солнечные зайчики — сквозь скучные серые нити дождя.

Режиссер придал авантюрной комедии романтизм и душевную теплоту. Вряд ли кого-то может оставить равнодушным самая первая сцена спектакля. В глубине сцены, за прозрачной «дождевой» завесой, работает молодой художник Серж (Александр Топурия). Под эстрадную французскую музыку 30–50-х годов перед главным героем, танцуя, проходят его любимые женщины: трогательная студентка Лоранс (Екатерина Семина), игривая Валентина (Любовь Новак) и прямолинейная мать (Наталья Беспалова).

Екатерина Семина создает комичный образ «продвинутой» студентки. Приходя к Сержу, своими нотациями Лоранс пытается «выжать» из него «гениального художника». Самое смешное, что на протяжении всего «свидания» с Лоране Серж держит в руках стакан с водой для переводных картинок Валентины, а после ухода студентки ревнивая Валентина выливает всю воду из стакана ему на голову. Счастливый мальчишка, взъерошив мокрые волосы, восторженно кричит; «Теперь я буду гением!» Ну чем не Эйнштейн?!

Самой большой удачей спектакля стал дуэт Валентины и Сержа. Если у Франсуазы Саган Валентина, дурачась, только наклеивает переводные картинки, то у Карена Нерсесяна, желающего подчеркнуть мечтательный и несерьезный характер своей француженки, она занята множеством ненужных дел. Актриса создает не только комедийный эффект театрального действия, но и показывает… комедию переживаний влюбчивой Валентины. Она вальяжно пускает мыльные пузыри в ожидании молодого любовника, а через несколько минут пытается что-то связать из двух одиноких сиреневых клубочков перед приходом мужа. Мыльные пузыри — для мимолетного романа, вязание — для семейной жизни. Пожалуй, этот режиссерский символизм наводил бы скуку; не будь у Любови Новак яркой эмоциональности, которая даже двухминутную сцену превращает в своеобразный мини-спектакль.

Однако эта самая Валентина, врушка и искушенная любовница, любит Сержа со всей искренностью последней любви. Он же - по-юношески доверчивый и романтичный. Зато с какой страстью и восторгом вспыхивает его любовь! Серж Александра Топурии обладает одной едва приметной, но очень симпатичной чертой: сердечной непосредственностью провинциала.

Мать Сержа, Мари, называет Валентину «мотыльком, легко порхающим по жизни». Вот, кажется, ее исчерпывающая характеристика. Но душа Валентины не так уж по-французски проста. Больше Сержа она ждет настоящей, идеальной любви, больше Лоранс мечтает, чтобы он стал гениальным художником, и одинока она больше вдовы Мари.

Оригинальные костюмы Янины Кремер ведут в «Сиреневом платье Валентины» собственную режиссерскую линию. Сиреневый цвет — символ одиночества у Саган. Надуманно-кокетливые наряды Валентины «рисуют» ее ветреный характер. Они показывают лишь игру Валентины в одиночество. Игру в шутку под названием жизнь. Итак, костюмер не углубляется в настоящий характер Валентины Нового театра.

Другое дело — Мари. Именно одежда раскрывает ее нрав. У героини Натальи Беспаловой прямолинейно-русский, даже немного «советский» характер. Не кажется ли она нам такой понятной и почти «родной» в первом действии благодаря своим красным костюмам? И вдруг — Мари с помощью суда возвращает наследство мужа, становясь по-прежнему богатой. Она сразу оказывается в шелковом халате с разноцветными «кирпичиками». С маскарадными-то ромбами Валентины все понятно. Но Мари! Она тоже играет. Однако с меньшей фантазией и большей основательностью. Мари способна сыграть даже с мужем Валентины — Жан Лу (Анатолием Сутягиным). На нем — белый пиджак, черные брюки (белое — к лицу, черное — «ниже пояса»). Ничего не скажешь: классическое сочетание. Жан Лу Анатолия Сутягина — не сагановский всепрощающий добряк, а жесткий делец. Его появление на сцене сопровождает авангардная музыка, смахивающая на охотничьи призывы негритянских племен. Впрочем, играет он свою игру"любящего мужа'' со знанием дела; но без особого азарта, а потому и не достоин Валентины. Хоть, конечно, и увозит ее в финале к себе.

Вот такая веселая и грустная комедия появилась в Москве. Красивый лирический спектакль-переживание по в общем-то бездушной пьесе. К счастью, об этом на премьере не думается, ее просто хочется смотреть.

Ольга Рыжова, 11.2001

<<Назад

 

<<Назад

 

 

Copyright: Оф. сайт "Старый театр" ©2007
Design:
little admin


Авторские права на размещенные материалы принадлежат их владельцам.
При использовании эксклюзивных материалов сайта ссылка на источник обязательна!